Марокко всегда была интернациональной страной. И марокканский стиль
- это одно из самых экзотичных смешений нескольких культурных слоёв -
мавританского, арабского, берберского. И европейского. Римляне,
испанцы, англичане - все они оставили здесь следы своей культуры, но
самым сильным оказалось влияние французов. Именно благодаря французским
архитекторам и дизайнерам и существует сегодня само это понятие -
марокканский стиль. Однако это отнюдь не выражается в навязывании
европейских архитектурных канонов, это органичный синтез европейских и
североафриканских элементов.
За последние тридцать лет
французские архитекторы, выполняющие заказы поселившихся в Марокко
американцев, французов и англичан, отреставрировали многочисленные
старинные постройки и спроектировали новые дома в стиле возрождённого
классицизма ар-деко. Сохранились узкие улочки, шумные базары,
традиционные арабские "рийяды" - городские дома с замкнутыми
внутренними двориками, обнесённые колоннадами и похожими на сады. На
пристроенных к "рийядам" террасах и верандах марокканцы проводят многие
часы, созерцая красоты сада. Дома словно сливаются с садами, и граница
между интерьерами и внешним миром как бы стирается. А в новых домах всё
так же властвуют излюбленные орнаменты арабов и берберов, крашеная
деревянная резьба, лепные гипсовые рельефы, выложенная из плиток
мозаика, отделанные "таделактом" стены.
Однако самое главное, что связало воедино восточную и европейскую
культуру - это палитра Северной Африки, взятая на вооружение
французскими дизайнерами. Кроме чёрного и холодного белого, популярны
тона здешних песков и почв: золотистый, жёлтая охра, песочный, бежевый,
розовато-красный и умбра. В марокканской палитре - все оттенки зелёного
и синего. А ещё яркий жёлтый, нежный розовый, солнечный оранжевый,
насыщенный красный и ослепительный фиолетовый. Их в основном используют
в плиточных орнаментах, окраске мебели и тканей, некоторые имеют свою
символику, в том числе и религиозную. В оформлении же интерьеров
характерен баланс холодных и тёплых оттенков. Потолки чаще всего красят
в белый цвет, но при этом стены жёлтые или зелёные. Холодные оттенки
белого контрастируют с цветами камня или кирпича и с тонами
натурального дерева местных пород. Эти контрасты ярко подчёркивают
особенности архитектурных деталей. Окна, двери, арки, зачастую
выкрашенные в ярко синий цвет, соседствуют с жёлтыми элементами фасада.
И эта напряжённая композиция, как ни странно, радует и совсем не
утомляет зрение.
А ещё марокканский стиль предполагает неожиданно разнообразие дизайна:
от наивного до утончённого, с символами и узорами, повторяющимися в
различных формах, с древними традициями внутренней отделки. Сложно
сказать, сколько веков в этих краях отделывают стены "таделактом".
Внешне это похоже на мрамор, а на самом деле это смесь песка, негашёной
извести и земляных пигментов, придающих цвет от тёмно-коричневого до
светло-табачного. Технология эта сложная и трудоёмкая, но у нас её с
успехом можно заменить "венецианской штукатуркой". А вот ещё одну
древнюю технологию отделки потолков можно применить ну если только в
загородном доме. Эвкалиптовые, олеандровые ветки или прутья потоньше
укладываются поперёк балок. Дерево покрывают извёсткой, чтобы создать
ощущение пространства и воздуха. Такой потолок привнесёт в ваш интерьер
терпкий марокканский колорит. Да и будет стоить гораздо дешевле другого
типичного марокканского потолка, обшитого древесиной кедра,
разделённого на ячейки и украшенного филёнками и резьбой.
Мозаика, выложенная из плиток, играла важную роль в североафриканской
архитектуре ещё до нашествия римлян. И сегодня шестиконечные звёзды,
лучами расходящиеся из центра, и головки цветов, составленные из
геометрических фигур, украшают полы, стены, лестницы, камины и даже
столешницы. И вообще, керамическая плитка - самый беспроигрышный
элемент отделки, способный придать интерьеру марокканский колорит.
В мебели и предметах декора предпочтение отдаётся тёплой палитре
"цветов земли". Диваны и кресла чаще всего обиваются розовато-красной
тканью, причём не только однотонной, но и с характерным для севера
Африки рисунком. На них лежит огромное количество подушек и подушечек,
украшенных бусинками и вышивкой. Драпировки, огораживающие "диванную",
создают терпкий аромат восточной неги. Поверхность деревянных столов и
шкафов покрывают насыщенным красным или коричневым или мягким цветом
слоновой кости, а украшают резьбой, росписью типичных арабских
орнаментов или многоцветной ручной раскраской.
И, конечно, ещё одна деталь любого марокканского интерьера - кованые
решётки. Стоят они не дёшево, и не каждый сможет их заказать в свой
интерьер. И поэтому я хочу предложить для нашего "ремонта за три
копейки" нестандартное дизайнерское решение, впрочем, вполне вытекающее
из марокканско-арабско-туарегской концепции.
А что, если заполнять ниши и проёмы не тяжёлыми и холодными коваными
решётками, а ажурными плетёными узорами- макраме. Родилось искусство
плетения из шнура на Востоке. С незапамятных времён у кочевых народов
так украшали сёдла, сумки, упряж верховых животных. (В переводе с
турецкого "макрама" -- это шарф или салфетка с бахрамой, а в переводе с
арабского "миграмах" -- это бахрома или шарф, украшенные плетёным
кружевом). А потом уже кисти, шнуры, бахрома на занавесках и скатертях,
позументы и галуны перешли в Европу и теперь считаются неотъемлемыми
элементами классического интерьера.
Итак, у нас есть проём в перегородке. Конечно, это не просто
прямоугольный проём, а арочный. Полуциркульный или лучше арабский,
стрельчатый, с подрезами. В перегородке из ГКЛ соорудить такой проём
достаточно легко. И уж совершенно несложно осветить его изнутри или
снаружи галогенными лампами. И пусть это будут не простые круглые
светильники, а цветного гранёного стекла. Такие лампы будут испускать
на нашу марокканскую перегородку цветные лучики в виде звезды. Или
подсвечивать плетёную решётку из золотого шнура. Вот это самое сложное
- плетение. Кто не владеет этим искусством, тот пусть попробует
соорудить что-то вроде простой рыболовной сети. Закреплённая и
растянутая на белых кольцах из металла (продаются на стройрынках),
сплетённая из золотого витого шнура (спросить в отделе по рукоделию и
декору окна), такая сеть-решётка, украшенная бусинами, бронзовыми
подвесками или колокольчиками будет несомненным украшением любого
интерьера. И очень неизбитым.
А может и хорошо, что наша решётка-макраме будет напоминать рыбацкую
сеть. В воображении сразу всплывают рассказы о страшных берберийских
пиратах, их сокровищах и интерьерах в морском стиле. Но это уже совсем
другая история.
|