Какой скучный цветочный горшок – умей я рисовать, расписала бы его
желтыми лимонами. Старый обшарпанный табурет – эх, таланта бы хоть
капельку, и под моей кистью он бы преобразился. Обшарпанная лейка,
рамка для вышивки, фотоальбом – если бы, если бы только уметь
рисовать... Знакомо? Лично мне – еще как.
А ведь проблема
не нова. Перед нашими собратьями, не относящимися к племени художников,
она встала еще в семнадцатом веке – в то время последним писком моды
была расписная восточная мебель, покрытая лаком. Однако позволить себе
китайский лаковый комод или ширму мог далеко не каждый, да и всех
восточных умельцев не хватило бы, чтобы обеспечить модной мебелью
Западную Европу. И европейцы нашли выход.
Европейские ремесленники сами стали делать лакированную мебель, да и не
только мебель. Что же до изюминки – росписей, которыми славились
восточные мастера, – в ход пошел именно тот прием, который впоследствии
получил название декупажа. Живописцы копировали восточные орнаменты и
картины европейских мастеров, затем рисунки эти приклеивались на
различные предметы и покрывались лаком в несколько слоев. Мастерски
выполненный декупаж производил полное впечатление рисунка, нанесенного
непосредственно на предмет.
Стоили эти изделия, конечно, дешевле настоящих восточных, но и они были
по карману не всем. Голь на выдумки хитра – люди победнее стали
покупать рисунки малоизвестных художников и самостоятельно украшать
свои жилища. Пара слоев лака – и поди докажи, что у соседа-богача
столик лучше!
А сегодня ситуация и вовсе упростилась до неправдоподобия. Случалось ли
вам видеть в крупных магазинах разноцветные бумажные салфетки с самыми
разнообразными рисунками – тут вам и цветы, и узоры, и посуда, и
кошечки-собачки, и орехи, и целые натюрморты, и даже географические
карты под старину! А ведь салфетка – это тонкая бумага, которая мало
того что прекрасно ложится практически на любую поверхность, но еще и
годится для того, чтобы изобразить любую фактуру на предмете любой
формы.
Итак, первый шаг на пути к высокохудожественным вершинам декупажа
должен быть сделан в сторону магазина. Там в нашу корзину попадут
салфетки (как правило, самые красивые – трехслойные, по цене около 50
рублей за 30 штук), клей ПВА, кисточка и лак. Кстати, о лаке: пригоден
для нашего дела, в принципе, любой (бывает даже специальный декупажный
лак), но если в доме есть дети или аллергики, воспользуйтесь акриловым
лаком – запах у него практически отсутствует.
Шаг второй происходит уже дома, когда купленные богатства расставлены
на столе рядом с тем предметом, который мы планируем украсить. Кухонная
доска? – прекрасно, но только с лицевой стороны. Старый деревянный
стул? Шкатулка? Мини-комодик из ИКЕА? Годится практически все! Главное
– чтобы поверхность у предмета была ровная, сухая и чистая.
Итак, берем салфетку и отделяем от нее один, верхний слой с рисунком.
Как бы упорно ни казалось, что салфетка состоит из двух слоев, если
написано – трехслойная, значит, так оно и есть. Второй слой прилегает к
первому, цветному, достаточно плотно, но удалить его необходимо, иначе
получится конфуз – клей удержит именно второй, белый, слой, а
изображение просто-напросто отшелушится с поверхности. Изображение
можно вырезать, а можно наклеить на основу всю салфетку целиком.
Подготовив салфетку, смазываем слегка разведенным клеем наш стул, или
шкатулку, или доску, или что там у нас есть. Слой клея должен быть,
скажем так, заметным, но не избыточным. Некоторые, конечно,
предпочитают налить целую лужу клея, так-де удобнее, но практика
показывает, что салфетка размокает в такой луже практически
моментально, и что-либо пристойное собрать из получившихся обрывков уже
невозможно.
Аккуратно опускаем на клей салфетку и разглаживаем ее от центра к
краям. Небольшие складки не страшны – они, скорее всего, окажутся
незаметны. Особое внимание стоит уделить краям наклеиваемого слоя. Если
рисунок сел хорошо, отставляем изделие сушиться. Если плохо – увы,
остается только отскрести его от основы и выбросить, потому что во
второй раз использовать его уже не удастся. Лучше потратить еще одну
салфетку.
И наконец, после высыхания покрываем предмет лаком. Весь предмет,
конечно, а не только рисунок. Или хотя бы всю поверхность, на которую
наклеен рисунок. Когда лак высохнет, можно оценить результат и решить,
стоит ли положить еще один-два слоя для пущей надежности и эффекта.
Вот, собственно, и все.
И кому теперь какое дело, что мы не умеем рисовать?
Автор статьи: Ирина Ю.
|