Тенденции рынка загородной недвижимости таковы, что ландшафтным
дизайнерам все чаще приходится благоустраивать не отдельные частные
территории, а целые коттеджные поселки. Над созданием наиболее сложных
современных проектов работают совместно архитектор, художник-дизайнер и
цветовод-озеленитель.
По мнению специалистов, сегодня на
цену и ликвидность загородного дома природно-видовые характеристики
участка влияют весьма ощутимо. Так, лесные деревья на участке и
непосредственная близость к водоему могут увеличить стоимость объекта
загородной недвижимости на 40 %, в то время как архитектура дома,
размер участка и наличие развитой инфраструктуры в коттеджном поселке
дают лишь 25 % прироста цены.
Алексей Рогов, директор по развитию и продажам проекта "Загород" Агентства "Петербургская Недвижимость":
Обустройство и ландшафтный дизайн индивидуальных земельных участков
является одним из существенных ценообразующих факторов объекта
загородной недвижимости. Пренебрежительное отношение к этому вопросу
может сильно снизить ликвидность проекта коттеджного поселка.
С другой стороны, ландшафтный дизайн в России представлен множеством
разнообразных школ - японской, английской, скандинавской и многими
другими. Решение об использовании того или иного направления в
оформлении приусадебного участка является своего рода риском, который
не каждый застройщик готов брать на себя. В любом случае реализация в
коттеджном поселке дорогого ландшафтного дизайна способно вызвать два
негативных момента. Во-первых, увеличивается стоимость домов, и,
соответственно, сужается круг платежеспособных клиентов. Во-вторых, он
сужается за счет тех, кому не нравится реализованный проект и кто
является приверженцем другой школы дизайна. Поэтому большинство
девелоперов и застройщиков предпочитают так называемый "базовый"
вариант благоустройства, который подразумевает подсыпку участков
плодородной землей и высев высококачественной газонной травы. В
отдельных случаях практикуется настил рулонных газонов, высаживание
естественных живых изгородей, состоящих из хвойных или быстрорастущих
лиственных деревьев.
В исключительных случаях, если застройщик хочет четко спозиционировать
коттеджный поселок на рынке, подчеркнуть его название и общую
стилистику, он может использовать дополнительные элементы ландшафтного
дизайна, как, например, это было сделано при разработке концепции
поселка Waldwiese, спроектированном в южно-германском стиле, в
ландшафтном дизайне которого предусмотрены цветники.
Светлана Пивоварова, специалист отдела загородной недвижимости компании "АЛЕКСАНДР-Недвижимость":
Со становлением рынка недвижимости развиваются и связанные с ним
направления. В последние годы в России появилась недавно еще незнакомая
многим услуга - ландшафтный дизайн. Немногие сейчас имеют представление
о настоящем ландшафтном дизайне, думая, что это - английские газоны,
альпийские горки, художественным образом подстриженные кусты. Настоящий
ландшафтный дизайн - это философия, отражение индивидуальности
владельца, картина, нарисованная посредством природы. Это - искусство
высокого класса, и образцов этого искусства в нашей стране еще очень
мало.
Причиной не в последнюю очередь является холодный и изменчивый климат
нашей страны, где большую часть года холодно, и человеку остается не
так много времени, чтобы любоваться красотой природы. А если учесть,
что при этом ландшафтный дизайн - достаточно дорогое удовольствие, то
платить за него готов далеко не каждый. Кроме того, затратно и
поддержание дизайна в приличном виде.
Покупательского спроса на ландшафтный дизайн в Санкт-Петербурге и
области почти нет, и продать дом с ландшафтным дизайном оказывается
порой сложнее, чем без него. Далеко не всем людям нужно имение с
дизайном, который вдвое удорожает стоимость объекта. По этим причинам
тот ландшафтный дизайн, который предлагается российским покупателям,
представляет собой бледную тень настоящего ландшафтного оформления. А
немногим покупателям, которые понимают в этом толк, приходится покупать
неразработанный участок и самостоятельно общаться с фирмами,
оказывающими подобные услуги.
Екатерина Романенко, исполнительный директор АН "Экотон":
Недавно были обнародованы аналитические данные: исследовалось, влияет
ли наличие авторского ландшафтного дизайна на цену и спрос на
загородные коттеджи, сдаваемые в аренду. Среди коттеджей, сдаваемых за
1,5 тысяч долларов в месяц, практически нигде не встречаются элементы
ландшафтного дизайна; среди сдаваемых по цене 3-5 тысяч долларов в
месяц элементы ландшафтного дизайна имеют 7 % коттеджей; до 10 тысяч
долларов в месяц - 6 %; свыше 10 тысяч долларов в месяц - 8,5 %. Общее
число сдаваемых в аренду коттеджей с элементами ландшафтного дизайна
составило 21 % (исследовались коттеджи, стоимость аренды которых
находится в диапазоне от 400 до 90 тысяч долларов).
Сегодня рынок ландшафтного дизайна ориентирован преимущественно на
удовлетворение денежноемкого, а не массового сегмента. Платежеспособный
заказчик все больше интересуется оформлением частных усадеб,
резиденций, полей для гольфа.
Дмитрий Щегельский, генеральный директор АН "Бенуа":
Для коттеджного поселка благоустроенность прилегающей территории -
вопрос принципиально важный, а привлечение специалистов по озеленению
на сегодняшний день становится почти нормой. Благоустроенный дом и
участок имеют большое значение для человека, принимающего решение о
покупке коттеджа, поскольку покупка в 90 % случаев делается на эмоциях.
Единственное "но": в генпланы многих коттеджных поселков закладываются
различные парковые зоны, искусственные водоемы, элементы декоративного
озеленения - на стадии проектирования это практически обязательный
элемент для поселка бизнес-класса и выше. Но при реализации проекта
девелоперы могут столкнуться с проблемами финансового и технического
характера. Поэтому не всегда проекты удается реализовать.
Если дом строится специально на продажу, то наличие ландшафта работ
напрямую зависит от стоимости объекта. Качественные ландшафтные работы
с альпийскими горками делаются на участках, цена которых начинается от
1 млн долларов. Однако это не значит, что на участках дешевле
застройщики бросают кучи мусора и грязи. Как минимум, территория
выравнивается и засыпается плодородным грунтом. Некоторые дальновидные
продавцы по окончании строительных работ сразу прокладывают на участке
дорожки и застилают газон. На покупателей такой вид производит
магическое действие: они сразу начинают фантазировать, где они посадят
куст роз, а где у них будет стоять барбекю…
Что же касается вторичного рынка, то, хотя дизайнерский ландшафт и
повышает привлекательность участка, но здесь на этот фактор обращают
внимание далеко не в первую очередь - только после места, цены,
окружения и качества строительства.
|